Почему деловые игры эффективнее лекций и тренингов?
Бизнес-игры – это вид обучения, в котором в игровой форме моделируются реальные процессы компании и бизнес-ситуации.
Формат бизнес-игры может быть очень разным: это могут быть классические настольные игры с игровым полем и кубиком, ролевые игры, карточные игры и многие другие. На самом деле, любую детскую игру можно наполнить необходимым для бизнеса содержанием.
С виду бизнес-игры могут быть очень похожи на обычные игры для веселой компании, с интересными механиками и правилами – с той только разницей, что главная их цель - не получение удовольствия от процесса игры, а прежде всего формирование у участников новых навыков, которые затем могут быть использованы для решения реальных деловых задач. Фокус в деловых играх именно на обучении.
Теперь, когда мы разобрались с тем, что бизнес-игры – это метод обучения персонала, пора задаться вопросом: а зачем они нужны? Почему нельзя использовать обычные лекции и тренинги, к чему организовывать сложное игровое взаимодействие и объяснять сотрудникам новый формат?
1) Это увлекательно
Конечно, для обучения персонала всегда можно воспользоваться традиционными методами – лекциями и тренингами по теме – но ни один из них не сможет так вовлечь в процесс, как игра. Современное поколение страдает от неусидчивости, молодые специалисты с трудом выдерживают часы скучной лекции, начинают отвлекаться и упускать важную информацию.В игре же сотрудники максимально замотивированы и вовлечены в процесс, который захватывает весь фокус внимания благодаря геймификации, и вследствие этого обучение становится гораздо более эффективным.
2) Это практикориентированно
Еще немаловажным достоинством бизнес-игр является практикоориентированность. В то время как лекции и тренинги имеют серьезный перекос в сторону теории, а практика довольно формальна; то игра – это уникальная модель реальной жизни, позволяющая воспроизводить любые процессы компании. А как известно, человек лучше усваивает информацию, когда активно действует, находится в контексте реальных задач и взаимодействует с другими людьми, а не когда пассивно получает знания, которые он сможет применить когда-нибудь в неопределенном будущем.
3) Это многозадачно
Крайне редко бизнес-игра сосредоточена на отработке какого-либо одного навыка, это всегда многоуровневый процесс, который включает в себя разные формы взаимодействий участников в команде. Таким образом, обучение в формате игры всегда имеет дополнительный бонус в виде развития коммуникативных компетенций, навыков принятия решений и других личностных качеств участников. К тому же, бизнес-игры часто рассчитаны на работу в командах, что способствует сплочению коллектива.
4) Это креативно
Бизнес-игра представляет, но не воспроизводит точь-в-точь реальные процессы в компании. Игра – это не совсем реальность, а значит, в ней можно отбросить маску серьезности и реализовать даже самые смелые идеи. Это может быть полезно для того, чтобы сотрудники отошли от привычных шаблонов действий и попробовали или даже изобрели в процессе игры более эффективные креативные решения, которые пойдут на пользу компании в целом. Таким образом, бизнес-игры могут быть инструментом не только традиционного, сосредоточенного на передаче готовых знаний, обучения, но и использовать проблемно-ориентированный проектный подход.
Бизнес-игры со стороны могут показаться чем-то несерьезным, но в этом и заключается их главная сила. Как будто бы просто весело проводя время, сотрудник сам не замечает, как узнает что-то новое и отрабатывает важные для профессиональной деятельности навыки, а также знакомится с коллегами и учится взаимодействиям внутри команды. Вот так много достоинств у бизнес-игры как формата обучения персонала.